работа

Одна цена для всех таможен: выход или ловушка

Украинская таможня работает непрозрачно, а последние изменения в таможенное законодательство создают дополнительные возможности для коррупции, заявил председатель Одесской облгосадминистрации Михаил Саакашвили. Он приводит конкретные примеры злоупотреблений на Одесской таможне. В правительстве же – наоборот, считают изменения в работе таможни шагом к преодолению коррупции. Представители Государственной фискальной службы (ГФС) обвинения опровергают и приводят свое толкование таможенных изменений. Между тем и предприниматели, которые работают с импортом, и юристы признают, что во многих случаях растаможивать грузы стало труднее и дороже.

Государственная фискальная служба меняет правила таможенного оформления грузов, однако они не являются «честными правилами игры», заявил председатель Одесской облгосадминистрации Михаил Саакашвили. Это лишь имитация реформы, которая на самом деле ухудшает состояние бизнеса, написал Саакашвили в Facebook.

«Проигнорировав надежды импортеров на справедливые цены растаможивания, премьер-министр подписал постановление №724, согласно которому все товары теперь начали растамаживать не по фактической (согласно Таможенного кодекса), а по заранее определенной ГФС цене. Сегодня оформление на всех таможнях парализовано. Было заявлено, что постановление было подписано «с целью обеспечения равных условий осуществления внешнеэкономической деятельности». Если бизнес в чем-то и будет равным, то только в том, что сейчас он будет одинаково бессилен перед манипулированием стоимостью в ручном режиме со стороны ГФС», – написал Саакашвили.

Однако, по словам руководителя региона, это не единственное направление, по которому происходят манипуляции на таможне.

Саакашвили приводит пример: один из предпринимателей провел со своим грузом на Одесской таможне 30 часов, потому что товар проверяли НЕ таможенники, а работник финансовой полиции. Который, по мнению руководителя области, «искал несуществующие нарушения» и превысил свои полномочия.

«Мы поймали в Одесской области представителя центральной налоговой, который шантажировал перевозчиков, чтобы они везли грузы на другие таможни. И правительство заявило, что идет навстречу нашим требованиям, и выравнивает индикативные показатели (таможенной стоимости) на всех украинских таможнях. Но то решение премьера, которое готовили в ГФС – не только не выполняет наши требования, но и приводит к еще более масштабной коррупции», – заявил Саакашвили. И пообещал лично связаться с премьер-министром, чтобы донести до него, какие трудности вызвали новые таможенные правила на местах.

Ранее премьер Арсений Яценюк, представляя действующие изменения в таможенный порядок, доказывал, что они «улучшат жизнь» бизнеса. Государственная фискальная служба введет единый стандарт и цену растаможивания товаров по всей Украине.

По словам Яценюка, таможня остается коррумпированной потому, что каждая область самостоятельно определяет, на каких условиях растаможивать тот или иной товар.

«Государственная фискальная служба введет единый стандарт и цену растаможивания товаров по всей Украине», – пообещал Яценюк в начале сентября.

Фискальная служба: единая цена позволяет искать риск злоупотреблений, а не определяет, какие таможенные пошлины платить

Радио Свобода обратилось к Государственной фискальной службе за разъяснением.

В ГФС объяснили, что изменения в таможенных нормах не предусматривают новых методов определения таможенной стоимости. Сотрудник таможенной службы сравнивает законтрактованную цену товара и так называемую «ориентировочную таможенную стоимость», чтобы выяснить, есть ли риск злоупотреблений. И это не значит, что предприниматель должен будет платить таможенные пошлины по ориентировочной стоимости, говорится в ответе фискальной службы.

«Использование единых ориентировочных показателей таможенной стоимости товаров необходимо лишь для анализа, выявления и оценки рисков относительно заявления декларантом или уполномоченным им лицом неполных или недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров, в том числе неверном определении таможенной стоимости товаров.

При этом, срабатывания системы управления рисками является лишь рекомендацией должностному лицу органа ГФС более детально проанализировать условия внешнеэкономической операции… Следовательно, утверждение, что этим постановлением бизнес обязывают растаможить свой груз по ценам ГФС, не соответствует действительности», – сообщают в ГФС.

Предприниматели не увидели «таможенного улучшения»

Между тем новый порядок растаможивания грузов уже раскритиковали предприниматели и перевозчики, которые обеспечивают импорт товаров в Украину. Сначала в правительстве предлагали установить единые цены на импортируемые товары на тот случай, если их стоимость установить невозможно, и это действительно могло бы уменьшить риск злоупотреблений, объясняет глава профсоюза экспедиторов Одесской области Виктор Берестенко. Но в окончательной редакции новый порядок дает таможенникам право определять цену товара в любом случае, даже если в контракте указана другая цена.

«Постановление Кабмина о растаможивании товаров по заранее определенной ГФС цене является ничем иным, как подменой понятий. Вместо искоренения коррупции, она ей будет способствовать, ведь предоставляет таможенникам монополию на установление тарифов. Кабмин предлагает проводить растаможку не по фактической цене, а по заранее определенной ГФС, – говорит он. – Например, мы купили продукт за одну тысячу долларов, привезли в Украину и хотим заплатить налоги. Но Одесская таможня может сказать, что у нас есть постановление, согласно которой этот товар стоит не 1000, а 10000 долларов, и заставляет платить налоги с этой суммы, потому что так написано в постановлении Кабмина, которая, между прочим, противоречит Таможенному кодексу», – объясняет Виктор Берестенко.

По его словам, условия для процветания коррупции на таможне остаются, ведь «премьер Арсений Яценюк поручил решить проблему тем, кто эту проблему создает».

Новый таможенный порядок, который раскритиковал Саакашвили, действительно, содержит дополнительные возможности для коррупции, соглашается руководитель адвокатской компании, которая специализируется на помощи бизнеса, Дмитрий Йовдий.

«Коррупционные риски – остаются. Новый порядок позволяет таможенникам злоупотреблять и в дальнейшем. Так, работник таможенной службы может определять плату за растаможивание товара без привязки к его законтрактованной стоимости, а это создает поле для коррупции», – говорит юрист. Поэтому, по его мнению, о реформировании таможни в Украине пока говорить не приходится.

«То, что нам пытаются представить как реформы, как позитив, реформами не являются. Если мы почитаем новый порядок таможенного оформления грузов, то там почти ничего не изменилось. В то же время есть попытки разработчиков подать этот документ как позитив. То есть, имеем пиар на пустом месте», – возмущается Дмитрий Йовдий.

В этом году государственная статистика свидетельствует: поток импорта и транзитных грузов в Украину уменьшается. В частности, из-за сложных и забюрократизированы процедуры оформления грузов в портах, и через коррупционную составляющую в транспортных расходах бизнеса. Чтобы исправить эту проблему, в Минтрансе и ГФС анонсировали масштабное упрощения таможенных процедур. Однако сейчас в бизнес-среде таких положительных изменений не заметили.

Евгений Солонина

Comments are closed

Реклама

groshi.biz
Войти -